Творческая мастерская, школа-студия, музыкальная лаборатория.
Уроки игры на электрогитаре, бас-гитаре, барабанах.
Создание музыкальных коллективов.

Машина времени в тебе

И так я продолжаю делиться с Вами своим опытом, наблюдениями, наработками и даже секретами, связанными со становлением музыканта, и не только. Надеюсь что, всё это пригодятся как начинающим, так и уже имеющим музыкальный опыт людям, а педагоги смогут найти что-то для себя.

 Нечаев Петр

В предыдущем номере говорилось о важности нотной грамоты. Продолжим развивать эту тему и обратимся к музыкальному времени – наиважнейшему элементу музыкальной механики. (О! хорошая метафора!) Подчас слушатель, не умудренный музыкальной наукой, человек проявляющий интерес к музицированию, некто совершающий первые шаги и не подозревают, насколько глобально и всепоглощающе влияние времени. Конечно же речь идет о том, насколько хорошо организовано и развито чувство времени в самом музыканте. Это прямым образом сказывается на том, насколько ровно происходит звукоизвлечение, насколько синхронизированы между собой все участники коллектива, насколько уверенно, свободно звучит та или иная композиция. Современная музыка серьёзным образом отличается от канонов классической, это касается и чувства времени. Проведя много лет в разных музыкальных школах, я пришел к пониманию времени, только после того, как занялся современной музыкой. (К классическому образованию у нас в стране остаются серьёзные вопросы). Но, как бы то ни было, из этого всего я вынес умение отмерять временные отрезки. Говоря попросту – считать! Одна из множества проблем, с которыми сталкиваются самодеятельные рок-группы – это серьёзные неполадки со временем. Достаточно одному лишь члену коллектива легкомысленно отнестись ко этому, как всё превращается в хаос. А между тем ощущение ровности и синхронности воспитывается и его можно развить до удивительных пределов. Главный помощник в этом – счет! Научитесь считать! Более того, научитесь считать в слух! Это поможет решить ребус различных, сколь угодно сложных ритмических рисунков, поможет идентифицировать ошибки.

Но это ещё не все! Для развития внутреннего метронома необходимо подключить тело, и тогда музыкальная механика заработает в вашу пользу. Все видели, что музыканты на сцене двигаются, прыгают и даже совершают акробатические пируэты. Элемент шоу? Да, но лишь отчасти. Глобально – это влияние хорошо развитого чувства времени, позволяющее создать, так называемую, раскачку, конечным результатом которой и становятся меняющиеся сценические образы, динамика, шоу. Человеческое тело тяжелое, следовательно – инерционно. Если приучить его делать некие периодические движения, то будет трудно внезапно увеличить или замедлить их темп. Вспомните дискотеки, (кстати, очень полезны для ощущения времени). Нет, я не призываю начать скакать по воображаемой сцене, к этому путь не близкий. Но то, что необходимо при любых занятиях музыкой – подключить ногу. (моя любимая поговорка «на гитаре играют не только руками, но и ногами»). Представьте себе, что ступня ноги – метроном, своим ударом в пол отмечающий сильные доли такта, а ударом в «потолок» - слабые. Да да, поднятие ступни, как удар в «потолок», не менее значимое движение, позволяющее привыкнуть к так называемым слабым долям. И счёт и движения ноги не позволят Вам потерять драгоценное время! До встречи в следующем выпуске.