Творческая мастерская, школа-студия, музыкальная лаборатория.
Уроки игры на электрогитаре, бас-гитаре, барабанах.
Создание музыкальных коллективов.

Нотный страх

Поговорим от том, что хочется, а что не хочется. Среди увлеченной музыкой молодёжи ходит мнение, что гитаристам изучать нотную грамоту не обязательно, и что достаточно пользоваться табулатурой, так называемой визуальной схемой расположения пальцев на грифе. Еще и популярный софт пропагандирует подобный подход. Хочу заметить, что ни о какой музыкальной карьере в этом случае речи быть не может. Не рассчитывайте, что с вами будут общаться музыканты на равных. Ни играть в группе на должном уровне, ни сочинить мелодию, ни сделать аранжировку не получится. Лишенный знаний о нотах гитарист, как слепой котёнок, будет тыкаться носом в тупиковые ситуации. Ноты – это универсальный музыкальный язык, с помощью которого вы найдете ответы на многие вопросы. Примите это как мир! Ноты знать надо! Пётр Нечаев и Екатерина Пантелеева

Ну конечно же, учить ноты не хочется. Лень напрягать мозг, лень зубрить. Хочется быстро и ясно, раз, два и в дамках. Есть педагоги, которые ищут лёгкий путь для скорейшего достижения цели и разучивают, со своим подопечным, произведения используя табулатуры. Бегите от такого горе-педагога! Вам еще повезет, если не успеете привыкнуть к этому «наркотику».

Я встречал ребят, которые были настолько испорчены влиянием табулатуры, что о дальнейшем их развитии можно смело забыть. Это очень обидно, ведь дорога в музыку для них оказалась закрыта. Как же привлечь внимание ученика к нотам, если это ему делать не хочется? Сначала надо забыть о, так называемых, «табах». Вывести их из рациона. Впрочем, стоит сказать, что есть ситуации, когда табулатуры полезны, но не в этом случае.

Сконцентрируйтесь на нотах знаках, создайте ситуацию, при которой не будет возможности воспользоваться подсказками. И не пытайтесь делать пометки в нотах для упрощения задачи. Любые подсказки при прочтении музыкального произведения расслабляют мозг, и он теряет навыки к запоминанию. Для изучения нот сейчас разработано множество компьютерных программ, в том числе и онлайн. Я опробовал некоторые и пришел к выводу, что без практического применения усвоенного материала, нотная наука быстро забывается. Впрочем, это касается не только нот.

Но это, пока, пол беды. В нотной грамоте есть еще одно измерение – время. А к этому тоже надо привыкнуть. Наиважнейшей составляющей современной музыки является ощущение музыкального времени. Умение рассчитывать длительности нот и выстраивать ритмические рисунки – залог дальнейшего развития музыканта. И как скучно порой бывает, считать и запоминать длительности. Но не пытайтесь опять же обмануть себя и других. Понятно, что подслушав музыкальное произведение, проще его будет повторить. Важно, что бы ритмику и мелодику воспроизвели, услышали и запомнили Вы сами! Не пользуясь подсказками. Пусть это будет совсем простое произведение. О музыкальном времени можно говорить много. Это ощущение, помогающее держаться в нутрии коллектива без помощи палочки дирижёра. Это способность раскачать композицию и заставить публику двигаться в том же ритме. (недаром конкурс молодых исполнителей и групп, организованный творческим объединением «ЭХО студия» два года назад получил название «Music Time»). И далеко не каждый предрасположен к этому ощущению, но каждому дано развить это чувство.

В следующих номерах журнала мы продолжим общение.
Петр Нечаев