Творческая мастерская, школа-студия, музыкальная лаборатория.
Уроки игры на электрогитаре, бас-гитаре, барабанах.
Создание музыкальных коллективов.

Пространство познаний

Доброго время суток всем, кто не просто так взял в руки этот журнал, кто уже связал свою жизнь с музыкой, а кто только-только делает первые шаги на этом поприще, Я приветствую всех кто поёт или играет, сочиняет или аранжирует. Здравствуй тот, кого волнуют педагогические вопросы и воспитание творческой личности.

Пётр Нечаев

 

В общем, здравствуй читатель, для которого слово «музыка» есть один из тех мощных аргументов, которым можно обосновать смысл жизни. Музыка – великое и древнейшее открытие и одновременно изобретение человечества, и в той или иной степени затрагивает каждого жителя планеты, поэтому о ней можно говорить и спорить бесконечно. И как архитектурные эпохи, художественные течения, технологии, экономические модели, музыка претерпевает изменения, и не только развитие и совершенствование, но и регресс. Всё движется в поиске точки опоры для обретения устойчивого равновесия, а обретя его, приходит в состояние гармонии с окружающим миром. Да вот такие метафизические эпитеты сейчас приходят мне в голову. Но не стоит думать, что наш разговор будет философским. Конкретики будет больше.Являясь педагогом по классу электрогитары и бас гитары уже с 15-и летним стажем, и руководителем творческого объединения молодёжи «ЭХО студия», мне хотелось бы поделиться с Вами своим опытом, наблюдениями, наработками и даже секретами, связанными со становлением музыканта, и не только. Надеюсь что, те вопросы, которые я буду затрагивать в этой рубрике, и ответы на них, пригодятся как начинающим, так и уже имеющим музыкальный опыт людям, а педагоги смогут найти что-то для себя. Так сложилось, что мне довелось не просто учить народ музицировать, а готовить целые коллективы: ансамбли и рок-группы. Опыт накопился значительный. Начнем с того, что желание научиться играть на музыкальном инструменте, а в частности на электрогитаре, у молодых людей возникает под воздействием внешних факторов – примеров из жизни. Будь то радио эфир или видео, посещение концерта, результат общения с друзьями. Впрочем, это очевидно и не является каким-то секретом. Важно другое. Что за этим скрыто? Что молодое поколение не может распознать до того, как примет решение о начале своей музыкальной карьеры? Оказывается, за яркими выступлениями рок-групп, куражом и звёздной аурой кроется ни что иное как труд! Удивительно, не правда ли. Сам в шоке.

Предположим, что кто-то решился окунуться с головой в музицирование и начал учиться. И вот первое наблюдение. Для кого-то этот труд будет лёгким и интересным, а для кого-то непростым и утомительный. Увы, всё индивидуально. И в определённый момент я понял, что нельзя, мне, как педагогу, превращать этот нелегкий труд в адский! Но при всём при этом, ни в коем случае нельзя идти на поводу у ученика. Этим грешат многие педагоги, позволяя своим ученикам изучать не то, что надо, а то, что им, ученикам, хочется. И как же быть? Подсознательно или сознательно молодые люди тянутся к тому, что оказало на них влияние. А это часто весёленькие и тяжёленькие песенки от мировых брендов рок сцены. Приходится их разочаровывать и говорить, что сейчас мы займемся нотками и ритмикой, ступенями и гаммами, а все остальное, и в том числе мировая слава героя сцены будет в обозримом будущем. И здесь у многих начинает проявляться уныние и нетерпение. Приходится с этим бороться. А что Вы хотели? И методы борьбы различные.

Общение, убеждение и примеры. С личностью надо общаться, но не забывать про педагогическую принципиальность. Постоянный поиск баланса между напряжением и расслаблением, требованием и отвлечением, вот работа педагога, которая приводит к результатам и даже к собственному развитию. О скольким вещем я научился работая преподавателем! Благодаря своим ученикам я сделал множество открытий в музыке, апробировал и успешно внедрил их.

Продолжаем бороться с унынием и нетерпением. Скорейшая выработка правильных привычек и навыков. Именно скорейшая! Требует от преподавателя максимальной концентрации внимания и настойчивого подхода. В итоге, сложные, казалось, вещи становятся простыми, и ученик видит свой, пусть небольшой, результат. Есть повод для гордости. Дальше – легче. Всегда надо помнить, что результат будет обязательно, хотя, по началу, кажется, что миссия невыполнима. Беритесь за адекватные цели и стремиться к их скорейшему решению.

Заставьте молодой мозг работать самостоятельно, не подсказывайте ему, а лишь направляйте, во избежание попадания в тупик. Загрузить клеточки серого вещества необходимыми

знаниями и навыками может практически любой. Но часто для этого нужна помощь. И педагог здесь чуть ли не главный герой этого события, потому что он должен найти способ, что бы эти знания не просто достигли места назначения, но и сохранились там.

Продолжим наше общении в дальнейшем, а сейчас один из перлов из моей коллекции от молодых людей, когда-либо учившихся у меня: «Ученик жалуется преподавателю: - у меня пока не получается одним ухом слушать метроном, а другим стучать ногой.»

Всем пока. До новых встреч.

Петр Нечаев