Творческая мастерская, школа-студия, музыкальная лаборатория.
Уроки игры на электрогитаре, бас-гитаре, барабанах.
Создание музыкальных коллективов.

Тритара

От математической абстракции к диковинному инструменту.
Пока тритара в основном ездит по выставкам, но, возможно,
всё же завоюет "большую сцену" (фото с сайта guitariste.com).

Вы когда-нибудь составляли уравнение струны? Особенно, если эта струна – не обычная, а, скажем, имеет разветвление? Скажете – скучное это дело. Кому как. "Забавляясь" с сухими математическими абстракциями, два специалиста по вибрациям взяли, да и создали новый вид музыкального инструмента.
Если соединить в одной точке три струны, а их противоположные концы закрепить, и если натянуть эти струны, то при воздействии на одну из них зазвучат все три. Причём суммарный звук будет очень сложным, и будет зависеть от длины и натяжения каждого из лучей этой своеобразной "звезды". А если звезда будет не трёхлучевой, а с большим числом соединённых вместе струн. А если ещё в таких струнах и число узлов будет больше одного…
В общем, вы представляете, каких сложных эффектов можно добиться, если превратить эту концепцию в пригодный для игры музыкальный инструмент.
Это и проделали математики Самюэль Годе (Samuel Gaudet) и Клод Готье (Claude Gauthier) из канадского университета Монткона (Université de Moncton) ещё в 2003-м.
К настоящему моменту они придумали массу вариантов инструментов с разветвлёнными струнами. Но пока у них построен лишь один инструмент из этой фантастической когорты – проект "Тритара" (Tritare). Правда, уже не в одном экземпляре и в немного отличных вариациях исполнения.

Тритара во всей красе и схема одной из её струн. Жирные точки – места крепления (фото и иллюстрация с сайта acoustics.org).

Тритара — это шестиструнная электрогитара, каждая из струн которой представляет собой Y-образную систему. Обратите внимание, лишь концы этой буквы Y закреплены на колках. Центральная же точка такой струны висит в пространстве свободно и колеблется по сложному закону, определяемому параметрами трёх лучей системы.

Один из авторов тритары Клод Готье. Внизу:
в зависимости от манеры игры, от этого
инструмента можно получать весьма различные
по насыщенности обертонами звуки
(фотографии с сайтов philo5.com и radio-canada.ca).

Соответственно, и грифов у тритары три, каждый с шестью колками. Один гриф – обычный, на нём же сделаны и лады. И есть два дополнительных. Прямоугольное отверстие в корпусе гитары, выполненное напротив точки соединения лучей Y-струн, позволяет нижним лучам проходить свободно к своим колкам.
Звук похож на гитарный, но также напоминает колокола и что-то ещё.
По словам Годе, причина необычного голоса тритары не просто в полифонии. Ведь иначе достаточно было бы одновременно заставить звучать несколько струн, просто проведя рукой по шести струнам обычной гитары.
Секрет в том, что в обычной струне возникают колебания основной частоты, плюс гармоники – частоты в целое число раз кратные основной. А вот в каждой Y-струне тритары возникают, в дополнение к гармоникам, ещё и негармонические колебания.
Такие обычно рождаются при ударе в гонг. Для струнного же инструмента – это чудо, обязанное своему происхождению сложной картине колебаний трёхлучевой структуры.

Ещё один экземпляр тритары (фото с сайта tritare.com).

Возможно, эти звуки могут кому-то напомнить просто расстроенный инструмент, но нельзя не отметить, что звук богат тонкими "подтекстами". А уж как использовать эти возможности тритары – дело рук музыкантов.
Так и получается, что тритара – это не просто ещё один инструмент в ряду струнных. Он стоит особняком, можно сказать, создаёт новый класс. Ведь и в гитаре, и в фортепиано, и в скрипке, и во всех других струнных инструментах, звучат "линейные" струны, закреплённые двумя своими концами.
Замысловатая тритара была показана на ряде выставок. А авторы проекта сейчас исследуют звуковые возможности ещё более сложной системы, названной струнной сетью.

Схема струнной сети (иллюстрация с сайта acoustics.org).

Тут взаимно пересекаются четыре струны, образуя фигуру с восемью точками крепления и двенадцатью отрезками струн, каждый из которых вибрирует в зависимости от колебаний остальных элементов сети.
Мы не знаем, удалось ли изобретателям составить математическое описание колебаний струнной сети, но известно, что ими построена физическая модель – настольная установка: с системой крепления сети, изменения натяжения её концов и электрическими звукоснимателями.

Реализованная в дереве и металле струнная сеть (фото с сайта acoustics.org).

http://www.acoustics.org/press/151st/Leger-1.wav - гитара открытая струна Ля

http://www.acoustics.org/press/151st/Leger-2.wav - тритара открытая струнная сеть Ля

Примеры звуков тритары

http://www.acoustics.org/press/151st/Leger-3.wav

http://www.acoustics.org/press/151st/Leger-4.wav

http://www.acoustics.org/press/151st/Leger-5.wav


Учитывая, что компьютер, в принципе, позволяет сгенерировать звук какой угодно сложной системы, выдуманной лишь на бумаге, можно сказать, что канадские математики – одни из последних романтиков, придумавших и построивших "в металле" совершенно новый музыкальный инструмент, основанный на новой "физике", а не на обработке в компьютере уже известных источников звука.